Кроме музейных кораблей, еще два боевых корабля ВМС США, пришедшие на праздник, отшвартовались рядом с нами. Представители Особого отдела у меня на борту были нормальные (не все такие) и общению с моряками не мешали. Хотя по-тихому и поставили прослушку в мою каюту. Хотя и зря, предложения по вербовке мне так и не поступило. Вот это уже жалко, я все-таки хотел бы узнать, во сколько американцы оценивают мои мозги. Не во сколько, обидно, понимаешь!
Народ общался очень плотно. Во время официальных посещений к дежурному по кораблю пристал какой-то «Гринпис». Поскольку механику надо было периодически откачивать трюмную воду в ихний буржуйский Гудзон, а трюмная вода было со следами ГСМ и быстро с водами реки не смешивалась, Гринпис был признан гостем, достойным отдельного внимания. Пришлось выделить ему штурмана и представительский резерв шила (спирта, пригодного к употреблению). Гринпис остался доволен и тем и другим, через 3 часа почувствовал в штурмане родственную душу и попросил отпустить того с собой в город. Потом честно вернул. Флагманский механик сходил на два часа в машинное отделение авианосца (английского языка не знал). Там тоже встретил родственную механическую душу, и понимание языка не понадобилось.
Вернулся довольный: все как у нас – трубки котлов текут, вода в трюме присутствует, с насосами проблема. Только вот система ремонта у них отработана и есть даже нормативы по ремонту и ответственные люди, чего у нас нет, не было и ближайшей перспективе не будет. У нас вообще с конкретными показателями ответственности тяжело.
Надо сказать, что визит много чего дал в плане понимания организации службы иностранного флота. Общение было свободным, а американцы открыты и дружелюбны. Если спорные вещи, но есть и бесспорные. Понятно, что мы встречались со своим социальным слоем, и, наверняка, есть другие: и побогаче, и победнее. Но «наш» уровень совсем неплох, профессионализм американцев был на весьма приличной высоте.
На этой же высоте были наши мичмана. Не представляю, зачем сейчас убрали этих действительно квалифицированных специалистов. Кто теперь на корабле будет главным боцманом? А кто старшиной команды и самым лучшим техником? Практически все корабельные мичмана заслуживают глубокого уважения, они и главные старшины всегда были опорой экипажа.
В заключение визита вне всякого плана высокое руководство согласовало нам совместные маневры с американским крейсером. Сами маневры проблем не вызывали. Но, был один нюанс.
В 8 утра последнего дня мы собрались на инструктаж на штатовском крейсере. Наши адмиралы чего-то на встречу с союзниками не дошли, ну это не проблема, с командиром крейсера я уже был знаком. Совещание началось по-американски с кофе с приличной закуской, но без спиртного, все-таки утро. Шел общий треп не о чем, по регламенту осталось 15 минут. Я слегка задергался, поскольку через час надо сниматься со швартовых, а куда и как идти - было непонятно. Пришлось прозрачно намекнуть, что пора обсудить технические моменты совместного плавания. Наконец, принесли схемы маневров с картинками, на которых средний ход кораблей был обозначен в 18 узлов.
Это значит, что полный ход – 24, а самый полный, предусмотренный при отдельных эволюциях, – 28. С учетом моего текущего котла это была катастрофа. Густой черный дым из трубы и соответствующая картина маслом времен русско-японской войны была неизбежна. Естественно, что это позорище попало бы во все каналы американского телевидения и всех СМИ первой категории. Также естественно, что через несколько часов такого движения пошло бы засоление котельной воды с перспективой потери хода. Пришлось попросить еще кофе и затянуть время сравнением наших и американских сигналов при маневрах. Было похоже на эпизод в конце фильма «Корона Российской империи», когда музейный работник тянет время: «…тогда Исаак родил Давида, потом Давид родил Иосифа, Иосиф родил…». Посоветоваться было не с кем, на совещании сидел только помощник нашего атташе, умненький парнишка, но не с плавсостава.
Была - не была, с умным видом сообщил американцам, что 18 узлов для нас неудобно, это переходный режим котлов. Лучше принять за средний ход 22 (соответственно самый полный – 32, это предел скорости и наш и их корабля). Ну, так и быть, если для них это многовато, то, в крайнем случае, можно и 14. Американские ребята напряглись, сильно покосились на меня и немного посовещавшись, предложили остановиться на 14-и. Ух, отлегло, трех рабочих котлов для этого вполне хватало. Честь российского флота была спасена.
Сами маневры прошли изумительно. Адмиралы в эволюции не вникали, дали возможность нам с американцами порулить самим.
У меня и командира крейсера была одинаковая брошюрка с последовательностью маневров, сигналами, скоростями и курсами. Последний маневр – передача груза на ходу. Тут прямо на ГКП собрали в мешок последние остатки экзотики: пилотки, бутылка водки, икра, мой командирский значок для командира крейсера - груз поехал по тросику. Американцы ответили достойно – их форменная бейсболка и значок допуска к управлению американским кораблем до сих пор у меня живые. А пока две громадины мчались рядом на расстоянии 100 м, на скорости оговоренных 14 узлов. Под конец включили гимны США и СССР (другого пока не было) и разошлись каждый в свою сторону.
Кстати, этот значок практически пригодился, когда через некоторое время в Североморск с дружеским визитом пришел эсминец США «Керрон». При неудачной швартовке он сел у нас на мель, потерял один винт из своих двух. В конце визита меня подсадили к ним на борт, чтобы они благополучно вышли из Кольского залива на своем одном винте. Так что я слегка порулил и американским эсминцем. Надо отдать должное американцам, корабли они делают неплохо. Вот он заходит к нам в гости, пока еще на двух винтах.
Корабль очень технологичен. На ГКП, покрашенном в черный цвет, чтобы не отражались посторонние блики, тишина. Ход очень мягкий и скорость даже с одним винтом набирается очень хорошо.
Обратный переход прошел совершенно спокойно. Пошли чуть южнее – по Гольфстриму. Здесь и погода была получше и скорость на узел побольше. Неплановых эпизода было всего два.
Миль за 600 от берега над нами в сторону Африки пролетел американский военный вертолет. Автономности у него большой быть не должно, максимум 400 миль. До Африки еще полторы тысячи, то есть ему явно не долететь. Возможно, в море были корабли, пригодные к его посадке, но мы от нашей разведки таковых данных не получали.
Так и осталось загадкой, откуда и куда он летел и долетел ли вообще. То ли автономность у него нереальная, пригодная для трансатлантических перелетов, то ли наша космическая разведка промухала корабли вероятного противника, которые могут принимать вертолеты в море. Бортовой разведчик (который с фотоаппаратом «Зенит») ничего вразумительного не прояснил.
Второй нештатный эпизод – встреча чуть севернее Англии с нашим североморским крейсером «Маршал Устинов». Они шли с плановым визитом в канадский Галифакс с командующим Северным флотом на борту. Это они забрали штатный оркестр Северного флота, и оставили американцев без концерта. Но талант нашего дирижера был грандиозен. Я не знаю, мог ли это сделать легендарный маэстро Спиваков, но из собранных по флоту музыкантов мы за время перехода получили отличный состав.
На приеме у мэра Нью-Йорка наш оркестр звучал на голову лучше американского.
Поскольку и командующий флотом и наш старший на борту адмирал были подводниками, то подойти кораблям близко друг к другу нам не дали. Зря экипаж строил на верхней палубе. Да и командиру «Устинова» было не до встречи – видно было, что на борту в беседках сидит вся боцманская команда, крася пятно, по-видимому, след неудачной швартовки танкера. Пожелали друг другу 7 футов под килем и разбежались. Крейсер этот, кстати, один из лучших на флоте, с хорошей организацией и действительно образцовым содержанием. Молодцы. К нашему приходу в Североморск снег на сопках уже практически растаял. Температура была летняя – +15°С, но после Нью-Йорка, по которому ходили в белых штанах, слегка прохладно. Весь поход через Атлантику и обратно, с учетом времени стоянки, занял 40 суток. Надо отдать должное офицерам походного штаба – экипажу была действительно помощь и хорошая учеба.
Это только у писателя А. Покровского, все, кто старше его по должности, изображаются ненормальными. Чтобы посмешнее было. Видно не повезло писателю с начальниками. Или его начальникам не повезло в писателем. Хотя пишет он хорошо, божий дар в наличии имеется.
У нас на корабле в этом отношении обстановка была абсолютно рабочая и толковая, за что отдельное спасибо адмиралам и офицерам штаба.