Воспитание подрастающего поколения завершается тем, что они сами становятся воспитателями. Обычно, это происходит при появлении собственных детей, но в Клубе юных моряков (КЮМ) «Флагман» есть возможность реализовать педагогический потенциал раньше.
Если ребенок сформирован как личность, может принимать правильные самостоятельные решения, имеет достаточные знания, то ему можно доверить часть просветительской и образовательной деятельности с другими детьми, а зачастую, и с взрослыми.
Поскольку КЮМ «Флагман» - некоммерческая организация, то такой детский «труд» доброволен и бесплатен, а следовательно является «волонтерским».
Традиции Волонтерского движения в КЮМ «Флагман» достаточно крепкие и имеют 3 этапа:
1. В 2021-2023 годах наши подопечные проводили бесплатные практические занятия со сборной парусного спорта России по Спецолимпиаде, а также организовали 2 парусных Фестиваля Спецолимпийцев. Поскольку в Олимпийском движении временный перерыв, то в этом направлении работы сделана пауза. При этом, в России есть возможность продолжения работы в рамках организации своих отечественных Спартакиад. Однако Специальный Олимпийский комитет России принял странное решение об исключении парусного спорта из программ Спецолимпийского движения. По-видимому чиновники не знают, что программа «Юнифайд» (это когда «Атлеты» - дети с особенностями, тренируются и соревнуются с «Партнерами» - обычными детьми) придумана не для оправдания их зарплат и получения Грантов, а для выздоровления «Атлетов».
Ждем возвращения парусного спорта в Спецолимпийскую семью.
2. В 2023-2024 годах, имея опыт работы с «особыми» детьми, наша Ассоциация гребно-парусных судов стала победителем конкурса «Спорт для всех 2023» благотворительной программы «Сила спорта» Благотворительного фонда Владимира Потанина и получила Грант этого фонда на работу с детьми с ментальными отклонениями (проект «Веселый ветер»).
В рамках этого Гранта готовилась пара: родитель-ребенок. Родитель - как «Старшина шлюпки», ребенок - как матрос. После окончания Гранта такие пары могут заниматься самостоятельно. Все занятия с детской группой в рамках проекта «Веселый ветер» проводятся с участием воспитанников КЮМ.
Это крайне тяжелая работа даже для профессионалов адаптивного спорта, но дети мужественно и ответственно в течение 8 месяцев занимались с «особенными» сверстниками. По факту мы возродили программу «Юнифайд» своими силами. Работа продолжается. В конце июня 2024 года будут подведены окончательные итоги.
3. С началом 2024 года в КЮМ «Флагман» открыто новое направление — волонтерская помощь кадетским классам морской направленности.
КЮМ «Флагман» - одна из немногих небюджетных организаций в городе, в которых бесплатное образование детей сочетается с высоким уровнем практической подготовки. Кроме квалификации «Старшина шлюпки», пятеро наших детей имеют квалификацию «Капитана крейсерской парусной яхты».
Дети, видя такое отношение к их подготовке, готовы и сами заниматься со своими сверстниками.
Всего в нашем городе Санкт-Петербурге 51 школа, имеющая кадетское образование в различных формах. К сожалению, отсутствие материальной базы и специалистов зачастую сводит это образование к ношению формы, строевым занятиям, вязанию узлов и разборке автоматов.
Вместе с тем, программы «Юный моряк» и «Старшина шлюпки» органично подходят для кадетских классов морской направленности
С февраля 2024 года Старшины КЮМ «Флагман» (это наши дети, имеющие квалификацию и учебное звание «Вице-старшина») стали вести просветительскую деятельность (такой вид деятельности определен в новой редакции Закона об образовании) по Морской подготовке в этих классах.
В младшем кадетском классе реализуется программа «Юный моряк», в старшем - «Старшина шлюпки». Эффект занятий будет виден к концу мая этого года, предварительная оценка положительная.
Практически, дети получают знания на уровне Нахимовского военно-морского училища, но без пребывания в интернате. При этом, для государства такая подготовка не стоит ни копейки. Пока не ясен воспитательный эффект. Мы всегда рассматриваем обучение Морскому делу не как предпрофессиональное образование, а как форму воспитания. Здесь должны быть задействованы и родители и остальной педагогический состав школы. Понимание такого процесса у руководства школы есть, первый итоги можно будет подвести в июне этого года.
Мы крайне внимательно относимся к такой работе. Для учредителей нашей Ассоциации - это интересный опыт «клонирования» наших идей и масштабирование деятельности. Для наших подопечных — первые шаги в их начальной педагогической деятельности.
Будем считать, что наше новое направление деятельности «Волонтерство воспитанников КЮМ «Флагман» - открыто!