Новости Ассоциации

КЮМ «Флагман» успешно завершил шлюпочный поход в Финском заливе по местам Выборгского сражения 1790 года

Успешно завершён шлюпочный поход Клуба юных моряков «Флагман» из цикла «От Героев Отечества - к Героям будущего».
Целью похода была реконструкция Выборгского сражения 1790 года под руководством Адмирала Чичагова, действия которого получили разнонаправленные оценки.
С одной стороны: высокая оценка императрицей Екатериной II с вручением ордена Святого Георгия I степени - самого высокого ордена Российской империи. С другой - крайне негативная оценка профессором Гребенщиковой Г.А., доктором исторических наук.
Актуальность похода была обусловлена тем, что один из строящихся кораблей ВМФ РФ вскоре получит имя "Адмирал Чичагов" (при этом командованию ВМФ стоит уточнить, именем какого адмирала назван корабль: Василия или его сына Павла - они оба Адмиралы). Предстояло понять, достоин ли корабль такого имени или лучше переименовать.

Цель достигалась решением следующих задач:
1. Сравнением позиций русского и шведского флотов.
2. Оценкой оборонительной тактики адмирала В.Чичагова.
3. Вариантами действий шведских кораблей в зависимости от реакции на них отряда Чичагова.
4. Сравнением эффективности боя парусных кораблей при стоянке на якоре и на ходу.
5. Временными характеристиками сражения (съёмка с якоря, постановка парусов, разворот, набор хода, скорость на галфвинде, время прибытия в назначенную точку).
6. Восстановлением метеообстановки в ночь с 21 на 22 июня и на 22 июня 1790 года исходя из известных фактов периода года, длительного западного ветра и поворота ветра против часовой стрелки. Оценка и видимости и возможности зрительных средств связи для передачи сигналов управления.
7. Проверкой целесообразности установки береговой батареи на м.Крестовый и времени нахождения под их огнём шведских кораблей.
8. Оценкой возможности участия в сражении гребной флотилии Нассау-Зигена.

Краткая историческая справка
Русско-шведская война 1788-1790 года начата королем Густавом III по просьбе Турции для отвлечения российских войск, присоединявших в этот период Крым к России.
Заодно в мечтах Густава был план захвата Санкт-Петербурга в период, когда все основные силы российской армии находятся на юге.
Выборгское морское сражение произошло в ходе Русско-Шведской войны (1788—1790) в Выборгском заливе Балтийского моря. Шведский флот под командованием короля Швеции Густава III и Гранд-адмирала принца Карла был блокирован в северной части залива двумя эскадрами русского Балтийского флота под общим командованием адмирала Василия Чичагова.

22 июня 1790 года Шведский флот дождался северного, а потом и западного ветра, и начал прорыв линии российских кораблей. В 2 часа ночи шведские суда начали обстрел русских береговых батарей. Одновременно шведские шлюпы атаковали русскую эскадру западнее острова Рондо в западной части Бьёркезунда. По видимому это была разведка боем с целями:
А) Убедить Чичагова в южном маршруте прорыва.
Б) Если прорыв удастся, то направить туда основные силы.
Этот прорыв закончился практически ничем.

Убедившись, что южный маршрут закрыт, около 7 часов утра Густав III дал команду прорываться между м.Крестовый и между Сальворской банкой по узкому фарватеру. Там Чичагов расположил 5 линейных кораблей и 1 бомбардирское судно Повалишина, готовых к такому маневру шведов.

План сражения, составленный на шведской картографической основе

В процессе прорыва строя кораблей Повалишина 56-пушечный линейный корабль «Финланд» (швед. Finland — «Финляндия») потерпел крушение на Сальворской банке еще до сражения.

Шведы раньше времени подожгли свой брандер, в результате чего загорелся буксирующий его линейный корабль. В свою очередь в него врезался шведский фрегат. Оба судна взорвались, брандер сгорел.
Брандер — это плавсредство, начиненное легковоспламеняющимися веществами, предназначенное для уничтожения кораблей противника своим огнем.

Четыре шведских корабля сели на мель из-за плохой видимости.
Три шведских фрегата погибли на банке Пассалода.
Кроме того, на островках Пенсар потерпели крушение четыре корабля шведов.

В этом сражении принимал участие и будущий российский мореплаватель И.Крузенштерн, которому за умелые действия присвоили чин лейтенанта.
Через 33 года он возглавит первое российское кругосветное путешествие.

В итоге шведский парусный флот с трудом прорвал окружение и отступил в Свеаборг (Хельсинки), понеся тяжёлые потери. Потери шведов в Выборгском сражении - 7 линейных кораблей, 3 фрегата, 7 галер, 6 канонерок, 7 иолов, 3 брандера, 1 пушечный барказ и 30 транспортов. Примерно 30% «большого флота. Потери в личном составе 4-5 тысяч (в некоторых источниках до 6 тысяч) человек.

Российский флот потерь в корабельном составе не имел (погибла 1 транспортная шхуна). От обстрелов шведских кораблей при прорыве погибло 197 человек.

В дальнейшем, преследование главных сил Шведского флота загнало их в Свеаборг (Хельсинки), откуда они до подписания мира так и не вышли.

То есть по факту, В.Чичагов этим сражением вывел ВСЕ большие парусные корабли шведов из боевых действий до конца войны.
При этом профессор Гребенщикова оценила действия нашего адмирала как «преступная пассивность», ставя ему в упрек, что не все шведские корабли при Выборгском сражении уничтожены. Аргументация такой характеристики весьма расплывчата.


При оценке личности Василия Чичагова историкам хорошо бы оценить его действия в 2-х секретных Северных экспедициях к поиску прохода к Америке через Северный полюс. Из этих экспедиций, достигнув широты 80 градусов, все три парусных корабля вернулись целыми, что было уникальным достижением того времени. Для оценки результата посмотрите биографию полярника Гудзона. Кстати, в Википедии эти экспедиции есть (ссылка), а их описания нет. Что-то наши историки не пропагандируют наших отечественных полярников.
При оценке действий Адмирала Чичагова хорошо бы оценить тактику и результат его действий в предыдущем Ревельском сражении. В нем он четко доказал преимущество в огневой мощи кораблей, стоящих на якоре, перед кораблями, атакующими с хода, в том числе и с наветра.
Отдельно стоит вопрос о возможности прорыва шведов южным маршрутом с высадкой десанта вблизи Санкт-Петербурга. Никто такой опасности не снимал. Все историки, отмечающие якобы «ослабление шведского флота из-за блокады, в том числе из-за отсутствия пресной воды», видимо, давно не пили воду из Финского залива (в то время экологически чистую). Процент соли в ней и физиологическая возможность утолять жажду известны всем морякам Открытого моря и воспитанникам КЮМ (однако, такого эксперимента в этом походе мы не сделали в связи с неудовлетворительной экологией).
Не лишним бы оценить и стратегические итоги Выборгского сражения, например, такие как секретное приложение к мирному договору. Этим приложением, через месяц после Выборгского сражения, Густав III превращался из врага в союзника России в борьбе против Франции.

Екатерина была довольна этим обстоятельством, что и отметил дипломат Храловицкий в своем дневнике, записав следующие слова императрицы:
"Я рада, что могла на время занять шведов французскими делами".
Если бы Чичагов в сражении ликвидировал бы Густава III, кстати двоюродного (по другим источникам троюродного ) брата Екатерины II, то к власти в Швеции могли прийти другие правители, по крайней мере, не родственники. Вопрос предсказуемости политики стоял достаточно остро. На всякий случай имеется дополнительный факт, что в 1793 году именно Василий Чичагов был назначен командующим объединенным экспедиционным флотом (25 линейных кораблей, 7 фрегатов и нескольких мелких судов), участвующем в блокаде побережья революционной Франции.

Поход КЮМ "Флагман
Поход был проведен с 15 по 20 августа в окно благоприятных погодных условий. В конце похода яхта "Святой Георгий" и шлюпка "Зоркий" переждали встречный ветер и штормовую погоду в Бухте Дубковая и 28 августа вернулись в Санкт-Петербург своим ходом под парусами.

В период похода удалось обучить воспитанников практике управления яхтой и шлюпкой на веслах и под парусами.
Провести своими силами "чемпионат города Выборга" по гребному и парусному спорту.
А также выполнить исторические задачи похода:
1. Пройти маршрут гребной флотилии принца Нассау-Зигена, опоздавшей к сражению.
2. Занять позицию флотилии Козлянинова.
3. Пройти полностью позицию шведского принца Карла III.
4. Определить возможность (представляется, что невозможность) применения зрительных средств связи на расстоянии более 1,5 миль. (отряд Повалишина).
5. Провести на воде в реальных условиях модели различных вариантов сражений парусников, в частности эффективность стрельбы кораблей, стоящих на якоре, а также эффективность отдельных тактических приёмов (прохождение вдоль борта на встречных курсах, выход на дистанцию стрельбы с разворотом, "обрезание" кормы или носа).
6. Провести в реальных условиях дуэльную ситуацию между двумя однородными парусниками, в частности возможность уклонения от боя (уход на дистанцию превышающую эффективную дистанцию стрельбы) наветренного корабля.
7. Рассмотреть варианты прорыва шведских кораблей между о.Большой Березовый и о.Рондо, между островом Ронда и мелями мыса Крестовый.

Задачи похода выполнены следующим образом
- проведена реконструкция сражения парусников в различных вариантах нападения и обороны, в том числе при стояке на якоре и на ходу.

Дуэльные ситуации между парусников на разных курсах на ходу.

Прохождение позиции гребного флота Козлянинова и линии шведских кораблей.

В ходе похода воспитанники проявили нужные навыки моряков, а также дополнительно научились:
- быстро топить и поднимать подвесной мотор со дна залива (1-е сутки похода);
- освобождать чужие катера от намотанных на их винты концов наших буйков (2-е сутки похода);
- проходить через фонтан в Выборге и удивляться, почему они стали мокрыми.
После чего остаться в центре города без средств связи, без денег, без шансов на еду и крышу над головой (это были мальчики, а девочке хватило ума высадится на «Св. Георгий» и высохнуть).

При этом быть спасенными от беспризорничества другой девочкой, которая случайно (или не случайно) проходила мимо (3-и сутки похода);
- топить мачту от «Зоркого», а также через сторонних водолазов поднимать ее на поверхность (также 4-е сутки похода);
- несанкционированно применять запрещённые виды оружия (ведро с водой) в сражении со «шведами», при этом сопернику оставить только маленькие бутылки с дырочками и тонкой струйкой воды. (4-е сутки);
- оставить «Зоркий» без присмотра, а потом ловить его, пустившегося в самостоятельное плавание в Выборгском заливе (те же 4-е сутки);
- наматывать буксирный конец на свой винт и быстро освобождать его (5-е сутки похода);
- грамотно оценивать метеообстановку и не попадать в шторм (5-е сутки);

- швартоваться в незнакомый гавани, у незнакомого причала в отсутствии принимающей стороны (Приморск, 5-е сутки похода);

- спать 9-ом в 4х-местной палатке (в её тамбуре вместо рюкзаков помещается 5 человек);

- мечтать о еде в Высоцке, забыв котелок в Выборге;
- остаться без связи по прибытии в Санкт-Петербург и пощекотать нервы родителям;
- понять, что плечо товарища, а также ум, смекалка, предусмотрительность, да и сам товарищ - вещь, нужная в жизни.

Исторические результаты похода в настоящее время обрабатываются для научно-исследовательской работы наших детей с формирование отдельного доклада.
Такая работа планировалась к докладу на Крузенштернских чтениях в октябре 2024 года.
Однако, сотрудники ЦВМБ не допустили его на «Чтения», поскольку тезисы нашего доклада о роли адмирала В.Чичагова могут противоречить выводам профессора Гребенщиковой Г.А.
По мнению сотрудников ЦВМБ «Крузенштернские чтения» не место для дискуссий и, более того, не место для научных докладов подростков.
Вместе с тем, мы с глубоким уважением относимся к деятельности Галины Александровны и её работам по истории Российского флота. Она несомненно является ведущим специалистов в этой области.
Тем интереснее будет детская научно-исследовательская работа.

Приглашаем Профессора Галину Александровну Гребенщикову к открытой дискуссии по оценке деятельности Адмирала Василия Чичагова в Выборгском сражении, в любом, удобном для нее формате.

Воспитанники КЮМ считают целесообразным
Оставить строящемуся кораблю имя знаменитого адмирала, откорректировав его следующим образом «Адмирал Василий Чичагов»
Установить на площади Морской Славы Васильевского острова памятник «Адмиралу Василию Чичагову»
Для исполнения проекта памятника обратиться к Победителям 1-го конкурса памятника Ф.Ф.Ушакову - Я.Я.Нейману и В.Д.Свешникову (наследникам и ученикам).