Новости Ассоциации

Подана заявка в СППС на соискание премии в номинации «Лучший дальний спортивный поход» в 2023 г

На соискание премии в конкурсе «Яхтсмен года Санкт-Петербурга 2023»

в Санкт-Петербургский парусный союз (СППС) представлен

Дальний спортивный поход Клуба юных моряков (КЮМ) «Флагман»


Региональная общественная организация

«Ассоциация гребно-парусных судов» (РОО «АГПС»)


В соответствии с одной из главных миссий СППС парусный спорт должен способствовать развитию морского туризма.
Направленность туризма определена Правительством РФ, Президентом РФ даны рекомендации по формированию маршрутов для ознакомления детей с историей культурой и традициями своей страны. Заместитель председателя правительство России Дмитрий Чернышенко в марте 2023 года поручил Правительству РФ обеспечить продвижение патриотических туристических маршрутов.
РОО «АГПС», руководствуясь решениями Правительства РФ и задачами СППС, в 2023 году организовало ряд дальних спортивных походов.
Наиболее сложным явился морской (океанский) поход по части Северного морского пути, который и представляется на соискание премии СППС.

Характеристики похода


1. Маршрут похода.
Поход прошел по местам базирования и развертывания Торпедных катеров СФ в период ВОВ: поселок Териберка - о.Малый Олений - о.Кильдин - губа Западная Долгая (поселок Гранитный) - Кильдинский пролив - береговая стоянка «Ручьи» - п.Териберка.
Протяженность маршрута по генеральному плану 80 миль. Фактически с учетом заходов на стоянки - 95 миль, с учетом тренировочных радиальных выходов и штормовой подготовки - 105 миль.
Продолжительность плавания с учетом тренировок 5 суток.
Район плавания: Северный Ледовитый океан, Баренцево море, прибрежные воды Кольского полуострова.

2. Материальная часть.
Для осуществления похода в условиях Заполярья были выбраны парусные суда, входящие в класс ВФПС:
- класс яхт «пластиковый ял» - стандартный ЯЛ-6 «Дерзкий»,
- новый класс отечественных судов - ЯЛ-2 «Забияка».
Для обеспечения безопасности похода на месте была арендована надувная лодка - «Фаэтон 550» с подвесным мотором 15 л.с.
Все суда исключительно отечественной постройки.

3. Команда похода.
Для похода подготовлены 13 человек (приметы у нас уважаемы, но каждый человек уважаем еще больше):
- один Руководитель похода с квалификацией Мастера спорта СССР, преподаватель по спортивному туризму, Рулевой ВФПС океанского плавания;
- три вахтенных начальника (18, 18 и 15 лет) с квалификацией «Капитан парусной яхты IYT» и «Старшина шлюпки»;
- девять матросов (14-17 лет), прошедших подготовку по программам Юный моряк и Старшина шлюпки.
Для физической подготовки к походу в июле 2023 года команда КЮМ «Флагман» совершила успешное восхождение на вершину Эльбрус по маршруту капитана Гусева, водрузившего в 1943 году знамя Победы на вершине горы. Командой КЮМ «Флагман» на вершине Эльбрус был поднят кормовой Флаг крейсера «Аврора».

4. Организация похода.
Прогноз погоды показывал прохождение с Севера циклона с классическими теплым и холодным фронтами. Было принято решение идти после прохождения теплого фронта. Холодный фронт переждать в пункте укрытия - п.Гранитный (губа Западная Долгая). В связи с прогнозом высоты волны до 0,5 метров, шлюпка ЯЛ-2 по правилам ГИМС не могла быть использована в океанском походе и использовалась для тренировок, а также для штормовой подготовки. Мореходность ЯЛ-6 (море до 4 баллов и ветер до 5 баллов) соответствовала погодным условиям.
ЯЛ-6 «Дерзкий» имел пассажировместимость под парусом 8 человек. В целях неукоснительного соблюдения правил, на борту парусной шлюпки непрерывно находились две вахты, а третья подвахтенная смена шла на лодке обеспечения. Смена вахт происходила на стоянках у берега каждые 3-4 часа.
Руководитель похода в управлении ЯЛ-6 участия не принимал, на борт шлюпки в походе не поднимался.

5. Безопасность похода.
Безопасность обеспечивалась:
- береговым штабом похода в г. Мурманске с задачей взаимодействия с МЧС, Погранслужбой ФСБ и Штабом Северного флота;
- походным штабом в п.Териберка с задачей поддержания устойчивой связи и оказания помощи дежурным катером в экстренных случаях;
- метеослужбой похода, находящейся в СПб (воспитанник клуба 19 лет);
- начальником связи похода (воспитанница клуба 15 лет);
- медицинской службой похода:
а) кафедра физиологии НГУ им.Лесгафта - ежедневный мониторинг текущего состояния участников похода и консультации;
б) начальник мед.службы похода на борту шлюпки (воспитанница клуба 17 лет).
Размещение, закупка продуктов, приготовление пищи в походе, охрана от медведей, взаимодействие с местным населением различного социального статуса осуществлялось в соответствии с Распоряжением на поход специально назначенными членами команды. Погрузки-выгрузки плавсредств на автотранспорт осуществлялась своими силами (с применением тактики их сверстника Тома Сойера по покраске забора и на основе рабочего бартера: дети покрасили взрослым причал - взрослые забросили шлюпку на трейлер).

Считаем, что команда КЮМ «Флагман» достойна премии СППС в номинации
«Лучший дальний спортивный поход» по следующим причинам:
1. Поход полностью соответствует решениям Правительства РФ и миссии СППС.
Маршрут проложен в территориальных водах РФ и имеет четкую патриотическую направленность. Поход осуществлен на парусных судах исключительно российского производства.
2. Указанный поход - первопрохождение маршрута в истории СССР и России на беспалубных парусных спортивных лодках, длиной менее 7 метров (исторические шнявы поморов, ходившие в этих водах, имели длину 12 м, карбасы - 14 м).
3. Коэффициент сложности плавания высокий: плавание проведено на беспалубном парусном судне ЯЛ-6, на верхней планке мореходности (4/5 баллов) на дистанции, превышающую автономность непрерывного плавания.
4. В команде не было наемных моряков и сторонних лиц, не являющихся членами КЮМ «Флагман».
5. Система безопасности похода обеспечила безаварийное плавание.

_


Подробнее о походе в пресс-релизе по ссылке

Подробнее о конкурсе СППС «Яхтсмен года Санкт-Петербурга 2023» по ссылке


РОО «АГПС»